Главная | Мой профиль | Выход | RSSСуббота, 2024/Апр/27, 20:23

МКОУ УСОШ №1

Для просмотра сайта рекомендуем браузер "Opera"
Меню сайта
Опрос
Вам понравился сайт?
Всего ответов: 167
Статистика
Проголосуй за наш сайт
Archive

Семинар для педагогов

Семинар для педагогов

«Психологические портреты проблемных детей»

Цель: оказание помощи педагогам в работе с детьми, имеющими различные проблемы в развитии.

              «НЕУДАЧНИКИ»

Основной психологической особенностью -является повышение уровня тревоги, проявляющееся в неуверенности в себе, постоянном беспокойстве, волнении. К повышению уровня тревоги приводит любое неблагополучие условий жизни ребенка, отрицательная оценка его окружающими, трудности в общении и т.п.

Состояние тревоги проявляется как ощущение угрозы, ожидание
неопределенной опасности. Ситуация, которую большинство детей
восприняло бы как вполне рядовую, при высоком уровне тревоги вызывает стресс. Для ребенка, находящегося в этом состоянии, характерны постоянные опасения и страхи. Затруднено принятие решений, так как ребенок чрезмерно фиксируется на тех неблагоприятных последствиях, которые может повлечь за собой то или иное решение. Повышение уровня тревоги приводит к серьезным трудностям в учебе, общении, сказывается во всех сферах жизни ребенка.   В период подготовки к обучению в школе или немного позже - в
начале школьного обучения - происходит изменение в отношении
взрослых к успехам и неудачам ребенка.

 «Хорошим» оказывается, прежде всего, тот ребенок, который много знает, успешно учится, с
легкостью решает задачи.

К трудностям и неудачам, почти неизбежным в начале школьного обучения, родители часто относятся резко отрицательно. Негативные оценки со стороны взрослых приводят к тому, что у ребенка появляется тревога, падает уверенность в себе, снижается самооценка. Это, в свою очередь, вызывает отнюдь не улучшение, а ухудшение результатов. Естественными следствиями тревоги и неуверенности являются непродуктивные траты времени на несущественные детали задания, отвлекающие от работы рассуждения (например: «Как будет плохо, если я опять получу двойку»), отказ от заданий, которые заранее кажутся ребенку слишком трудными.

Понятно, что этот путь ведет ко все более глубокой неуспеваемости.

Постоянное опасение сделать ошибку отвлекает внимание ребенка от смысла выполняемых им заданий; он фиксируется на случайных мелочах, упуская из виду главное. Опасения заставляют его многократно проверять свою работу, что приводит к дополнительной неоправданной трате времени и сил. При этом проверка часто оказывается бессмысленной, так как ребенок не умеет находить свои ошибки,

Таков механизм возникновения порочного круга: волнение, опасения, беспокойство, нарушая деятельность ребенка, ведут к неуспеху, негативным оценкам со стороны окружающих. Неуспех, в свою очередь, заставляет ребенка волноваться, способствуя закреплению неудач. Чем дальше, тем труднее разорвать этот круг. И неуспешность становится «хронической». Чем более ответственную работу выполняет ребенок, тем сильнее он волнуется. Волнение еще больше снижает результаты работы. Из-за этого контрольные и экзаменационные работы выполняются не лучше, а хуже повседневных
заданий. Возникает зависимость, удивляющая многих родителей и педагогов, - при повышении мотивации снижаются достижения.

О том, что у ребенка формируется «синдром неудачника, который
его тяготит, можно говорить только в том случае, когда он исполнителен, послушен, беспрекословно выполняет требования взрослых. Когда таких «сопутствующих» факторов нет, тогда ребенку в большей или меньшей степени безразлично несоответствие его школьных достижений ожиданиям окружающих. О наличии установки на исполнительность свидетельствует длительное сидение ребенка за уроками (хотя при этом он может постоянно отвлекаться от выполняемых заданий), его огорчение при получении плохой отметки.




Итак, основой для вывода о том, что у ребенка наблюдается
синдром неудачника, служит сочетание следующих данных:

низкие достижения ребенка. Взрослые (родители, учителя)
оценивают детскую деятельность в целом как неуспешную. Объективные показатели могут быть при этом не особенно низки: важна
не объективная картина, а именно оценка окружающих. Бывает, что
в какой-либо отдельной области (например, в спорте) достижения
ребенка вполне высоки, но родители и учителя не считают саму эту
область достаточно важной;

• высокий уровень тревоги и беспокойства, неуверенность в себе.
Это центральное психологическое звено череды неудач. Как правило, наиболее болезненной сферой является школьно-учебная;

• установка на исполнительность, высокая значимость для ребенка оценок, дающихся взрослыми.




В подростковом возрасте у детей-«неудачников» нередко совершается переход от позиции плохого ученика к самосознанию безнадежно неуспешной личности.

Среди психологических особенностей центральную роль начинает играть депрессивный фон настроения. Деятельность характеризуется отказом от каких-либо проявлений активности, от общения
как со взрослыми, так и со сверстниками. В ответ и социальное окружение «отворачивается» от подростка, что углубляет его депрессию и усиливает представление о своей никчемности.

Алексею 17 лет.
Он единственный ребенок в семье; живет с родителями. В течение последнего года Алексей не учится и не работает. Практически все свое время он проводит дома, слушая «тяжелый рок». В прошлом он много читал, но уже давно прекратил это занятие. Друзей у него нет, а с родителями он почти не общается. Вместе с тем он часто обращается к ним с теми или иными требованиями: купить ему более современный магнитофон, более модную одежду и т.п. (по поводу покупки одежды родители выражают недоумение: зачем она ему, если он никуда не ходит?).

Родители затрудняются определить, когда именно появились беспокоящие их
проявления, По их словам, Алексей «всегда плохо учился, но был хорошим, послушным мальчиком». В подростковом возрасте он начал прогуливать школу, что и послужило причиной первых по-настоящему серьезных семейных конфликтов. Поначалу родители опасались, что он «попал в дурную компанию», но вскоре поняли, что никакой компании - ни «дурной», ни хорошей - у него нет (хотя раньше у него было несколько приятелей). Алексею угрожали исключением из школы за прогулы, но год назад он, не дожидаясь исключения, сам окончательно перестал учиться.


Психологическое обследование выявило наличие у Алексея выраженных
депрессивных тенденций. Юноша воспринимает жизнь как лишенную смысла, не
имеет никаких планов на будущее. Он очень эгоцентричен, не способен изменить
свою точку зрения и понять позицию других людей (в частности, собственных родителей). Самооценка снижена. Свои перспективы Алексей оценивает очень низко.

В данном случае на лицо начало общего регресса - одного из
наиболее неблагоприятных вариантов развития в подростковом и
юношеском возрасте. Для него типична не только остановка в развитии, но и утрата прежних достижений. Так, если в прошлом Алексей
проявлял высокий интерес к чтению, то теперь этот интерес отсутствует; имевшиеся раньше контакты со сверстниками тоже оказались утраченными.


СОВЕТЫ





Итак, чтобы избавить ребенка от синдрома неудачника, нужно:

• обеспечить ему ощущение успеха;

• снизить ценностное значение школьных отметок(но не знаний!);

• хвалить ребенка не за результат, а за любую попытку его
достижения;

• обязательно найти хоть какую-нибудь сферу, в которой ребе-
нок может оказаться успешным, реализовать себя.


«МЕЧТАТЕЛИ»

Развитие по данному типу происходит у детей, которые не получают достаточного внимания со стороны взрослых. Это может объясняться отсутствием семьи или неблагополучием в ней, а также повышенной потребностью ребенка во внимании к себе.

Уход от реальной деятельности - это уход во внутренний мир, в
игровое фантазирование. Ребенок как бы «отсутствует» на уроке,
не слышит адресованных ему вопросов и указаний учителя, не выполняет заданий, В данном случае дело не в повышенной отвлекаемости.
Ребенок не отвлекается на что-то постороннее, а погружен в себя: в
свои фантазии и мечты. Фантазирование позволяет восполнить недостаток внимания («Я - знаменитый охотник, путешественник, кинозвезда, герой»). Игра в уме становится средством удовлетворения как игровой потребности, так и потребности во внимании окружающих. Попытки вернуть фантазера к скучной и неинтересной для него деятельности дополнительно стимулирует его бегство в мечты.

Обычная жизнь для таких детей недостаточно насыщена впечатлениями, она кажется им скучной, монотонной. Фантазия предоставляет им выход из этой обыденности. В мечтах можно слетать в
Африку, пережить необычайные приключения, вызвать всеобщее
восхищение. Иной раз даже создается ощущение, что ребенок путает фантазию и реальность. Он рассказывает о каких-либо вымышленных событиях (не столь невероятных, как полет в Африку), и родители принимают его рассказы за чистую монету.

Людмиле 9 лет.
По словам учительницы, на уроке она рассеянна, не слушает объяснений, плохо запоминает учебный материал. Мать девочки рассказала, что Люда постоянно обманывает: «Выдумывает какие-то невероятные истории, но рассказывает их так убедительно, что мы несколько раз ей верили. Однажды она рассказала, как слепая женщина попросила помочь ей выбрать платье для дочки и как они с ней два часа ходили по магазинам. А потом оказалось, что все это время она сидела у подружки».

Люда - живая, но несколько стеснительная девочка. Во время психологического обследования она старается произвести хорошее впечатление на проверяющего, очень чувствительна к одобрению, похвале.

В результате обследования выясняется, что у Люды высока потребность во внимании окружающих. Вместе с тем она неуверенна в себе, у нее повышен уровень тревоги. Очень сильно развита тенденция к защитному фантазированию. В школьном возрасте уход от реальности - это продолжение дошкольного, игрового способа жизни. Предлагаемые ему задания он
воспринимает как повод для развертывания собственной активности, не стремясь к их точному выполнению. Инструкция часто нарушается, причем ребенок не видит в этом ничего плохого.

Негативными последствиями ухода от реальности являются часто
встречающиеся пробелы в знаниях, трудности с реализацией своих возможностей. Учителей и родителей нередко сильно раздражает «лживость», в действительности всего лишь отражающая детские фантазии.


Вместе с тем прогноз развития ребенка-мечтателя, в случае своевременной коррекции, достаточно благоприятен. Ребенок редко попадает в «отстающие». Привычка к интенсивной умственной работе, какой является фантазирование, помогает не запускать окончательно учебные дела, несмотря на то, что знания недостаточно системны, многое пропущено или понято не до конца.

Для ребенка-мечтателя характерно повышение уровня тревоги.
Оно и является тем барьером, который мешает ребенку разворачивать демонстративное поведение, так как он опасается негативной реакции окружающих. Конфликт между стремлением получать реальное (а не только воображаемое) внимание и отсутствием такого
внимания вызывает у ребенка постоянное чувство неудовлетворенности, тревоги. Так порождается замкнутый круг причин и следствий:

неудовлетворенность потребности во внимании порождает тревогу,
блокирующую те формы поведения, с помощью которых ребенок
мог бы привлечь к себе внимание.

Уход от реальности характеризуется сочетанием следующих показателей :

• пассивность ребенка, выражающаяся в разных формах, успеваемость при этом может быть как низкой, так и высокой;

• проявления демонстративности принимает мягкие, социально
приемлемые, негрубые формы;

• склонность к фантазированию;

• повышенный уровень тревожности.


В подростковом возрасте нередко меняются акценты поведения:

если раньше основной особенностью была пассивность в учебе, то
потом все более явной становится пассивность в общении со сверстниками. Тенденция к уходу от реальной деятельности порождает
самосознание одиночки, непонятого окружающими и далекого от их
интересов и устремлений. Сверстники, в свою очередь, воспринимают такого подростка как «странного», поддерживая тем самым его
специфическое самосознание.

Вике 13 лет. Ее родители разведены, девочка живет с мамой. По маминым
словам, она часто плачет. Настроение неустойчивое, чаще - сниженное. У Вики нет подруг, и в свободное время она либо смотрит телевизор, либо «слоняется без дела».

Психологическое обследование показало, что у Вики высока потребность в эмоциональном общении и во внимании окружающих. Эта потребность остается неудовлетворенной из-за того, что девочка не владеет средствами общения. Она не умеет знакомиться с новыми людьми, поддерживать разговор в манере, принятой среди ее сверстниц, и т.п.

Вика даже не пытается с кем-либо общаться, так как заранее ожидает неудачи.
Мать также не уделяет девочке достаточного внимания, поскольку сосредоточена на
своих переживаниях, связанных с неудавшейся личной жизнью. У Вики повышен
уровень тревожности. По-видимому, первичной причиной его повышения стал раз-
вод родителей, однако существенную роль играет также неудовлетворенность
потребности в общении и во внимании.

У Вики сильно развито защитное фантазирование, которое предоставляет ей возможность иллюзорного разрешения любых ее проблем. Вследствие этого она не предпринимает никаких попыток реального разрешения этих проблем и постоянно сохраняет пассивность.

СОВЕТЫ

Во-первых, активное воображение ребенка надо вернуть из мира фантазий, направив его на решение реальных творческих задач.

Во-вторых, в
этой реальной творческой деятельности ему необходимо постоянно обеспечивать эмоциональную поддержку, внимание, ощущение успеха.






«УМНИКИ»

Дети с этим вариантом развития, интеллектуализмом, отличаются хорошим логическим мышлением при недостаточности эмоциональной сферы, образных представлений, воображения, восприятия. Как правило, отстает и двигательная сфера.

Обычно интеллектуализм складывается в дошкольном возрасте. Его главная причина — это недооценка взрослыми той роли, которую играют в развитии ребенка «детские» занятия: рисование, лепка, конструирование из кубиков, действия с простейшими орудиями (детским совочком, игрушечным молотком и т.п.). В воспитании ребенка делается акцент на развитии логического мышления. Такому ребенку с раннего детства предлагаются разнообразные задачи
скорее школьного, чем дошкольного типа.

Соответственно в деятельности ребенка преобладают учебно-познавательные занятия; его общение сужено. Взрослые, поощряя
ребенка как хорошего ученика, фиксируют интеллектуализм.

Дети-умники редко испытывают трудности в школьном обучении, потому что оно предъявляет основные требования именно к
логическому мышлению, которое является их сильной стороной.
Отставание в таких предметах как рисование и физкультура редко
принимается взрослыми всерьез. Иногда из-за недоразвития мелкой
моторики возникают проблемы с обучением письму, которые более
или менее успешно преодолеваются благодаря усиленным занятиям. Однако отсутствие учебных проблем - еще далеко не гарантия
эмоционального благополучия ребенка.


Интересы ребенка-умника сильно отличают его от сверстников.
Его рассуждения им неинтересны, а проявить себя в совместной игре,
в сооружении снежной бабы или в прыжках через веревочку он не
может: все это - его слабые места. Поэтому и общается он преимущественно со взрослыми, а не со сверстниками. В итоге такой ребенок еще дальше отходит от интересов других детей. Контакты с ними все более нарушаются. Степень самостоятельности остается низкой, и возникает парадокс: по уровню интеллектуального развития ребенок опережает своих сверстников, а по уровню эмоциональной, личностной зрелости отстает от них. Другие дети уже самостоятельно ходят в магазин, а ребенка-умника на детскую площадку бабушка выводит за руку. Недостаточный опыт практического знакомства с миром при-
водит к пассивности, к повышению тревожности.

При диагностировании интеллектуализма основную роль играют тестовые данные, характеризующие соотношение разных
психических процессов. Однако родители и сами могут заподозрить этот «диагноз», если их ребенок с раннего детства преуспевает в математике, но отстает в рисовании и физическом развитии, предпочитает общаться со взрослыми, а не со сверстниками и теряется в тех жизненных ситуациях, с которыми уверенно справляются его ровесники.

Итак, сочетание симптомов, характерное для интеллектуализма:

• высокий уровень развития логического мышления;

• недоразвитие образной и эмоциональной сферы;

• низкий уровень самостоятельности ребенка;

• трудности в общении со сверстниками, предпочтение общения со взрослыми.

В подростковом возрасте у ребенка-умника сохраняется фиксированность на учебе. Общение со сверстниками затруднено из-за несформированности у него способов организации контактов с другими детьми. Подросток осознает себя в первую очередь учеником. Остальные аспекты самосознания остаются недостаточно развитыми, что и составляет главную психологическую особенность ребенка-умника. Реакция окружающих противоречива: взрослые «умника» поощряют, а сверстники избегают.

Между тем в подростковом возрасте практически для всех детей -
в том числе и для умников - главной ценностью становится общение
со сверстниками.
Если же ребенок почему-либо лишен такого общения, то это для него всегда является источником тяжелых переживаний, даже в том случае, когда кажется, что он избегает контактов по собственному желанию. Нередко общая неудовлетворенность ситуацией приводит к тому, что у подростка нарушаются также и контакты со взрослыми.

Конфликт между подавленными, недостаточно осознаваемыми эмоциональны-
ми потребностями и сознательной направленностью на учебу приводит к высокой
эмоциональной напряженности. Эта напряженность и стала причиной того, что Женя обратилась за психологической помощью. В то же время, она не осознает этого конфликта и определяет свою проблему как отсутствие у себя как внешней, так и личностной привлекательности для кого-либо (в действительности это приятная обаятельная девушка: по словам учителей, ее высоко ценят одноклассники, которые, однако, мало с ней общаются, так как считают ее «слишком умной»).

Неопределенное ощущение психологического дискомфорта типично для подростков с интеллектуализмом. Это ощущение по-разному
интерпретируется самими подростками: от поиска у себя какого-либо
«дефекта» до обобщенных концепций типа: «Весь мир очень скучен».

А вообще перспективы для «умника» относительно благополучны: логическое мышление настолько высоко ценится в обществе,
что окружающие готовы простить «интеллектуалу» недоразвитие
остальных психических процессов. Если интеллектуализму не сопутствует высокомерие, то со временем ребенок обычно находит себе
равного партнера по общению. Возможно, жизнь его так и останется несколько скучноватой и односторонней, но вряд ли он окажется
вовсе «выброшен за борт» нормальной социальной жизни.

СОВЕТЫ

В случае появления черт интеллектуализма следует хоть немного «разбавить» умственные занятия чем-то более эмоционально насыщенным. Родителям надо также постараться «домашними средствами» облегчить ребенку поиски друга или подруги (среди детей своих друзей, попробовать определить его в секцию, кружок, где он сможет найти кого-нибудь со сходными интересами и т.п.). Чем младше ребенок, тем важнее уделять внимание занятиям, развивающим
образную сферу и повышающим эмоциональность. Это, в первую
очередь, «дошкольные» занятия: игра, рисование, конструирование,
лепка. Но самое главное в любом возрасте - это эмоциональное
общение со взрослыми.


«ГОВОРУНЫ»

Вербализм (в дословном переводе с лат. — «словесность») — это значительно более выраженный, чем интеллектуализм, тип дисгармоничного формирования личности. Вербализм характеризуется преобладанием речевого развития над другими психическими процессами — в том числе, и над логическим мышлением.

Вербализм, как и интеллектуализм, обычно формируется уже в
раннем возрасте. Многие взрослые считают речь важнейшим и чуть
ли не единственным показателем общей развитости ребенка. Его как
можно раньше начинают обучать чтению, письму и счету, но при
этом в «программу обучения» не включают решение даже простейших арифметических задач. Еще меньше внимания уделяется тем
видам деятельности, которые вносят основной вклад в умственное
развитие дошкольника (действия с предметами, орудиями, сюжетная игра, конструирование из кубиков, рисование и пр.). Вследствие
этого крайне недостаточно развиваются как эмоциональная сфера, так и мышление.


Бойкая речь, уверенные ответы на любой вопрос (как правило,
всего лишь воспроизводящие то, что услышано ранее), огромная «эрудиция» ребенка привлекают повышенное внимание окружающих, которые высоко оценивают его достижения. На самом деле эти достижения являются односторонними. Они исчерпываются высоким уровнем развития речи (иногда не только устной, но и письменной) и словесной памяти. Между тем у ребенка может возникнуть самоощущение «вундеркинда». Он не столько действует, сколько демонстрирует свои способности взрослым. Общеразвивающие дошкольные виды деятельности окончательно исчезают из арсенала его занятий. Общение со сверстниками нарушается из-за отсутствия общих интересов.

В самом начале школьного обучения дети-говоруны, как правило,
бывают успешны благодаря накопленному ранее багажу знаний, формальность которых обнаруживается не сразу. Однако вскоре, по мере
усложнения решаемых задач, начинаются трудности. Проявляется
неспособность к четкой организации своих действий, несформированность мышления. Не понимая, в чем причина трудностей ребенка, родители склонны винить во всем учителя. Трудности в общении со сверстниками родители часто объясняют низким уровнем развития других детей. В действительности, как указывалось выше, причина в том, что именно у ребенка с вербализмом многие важнейшие психические процессы оказываются недостаточно развиты. В частности, нарушения общения прямо связаны с незрелостью эмоциональной сферы.

При вербализме у детей могут отмечаться следующие трудности:

неожиданно низкая успеваемость;

• неорганизованность;

• трудности в общении со сверстниками и/или с учителем;

• нарушения правил поведения в школе, связанные с неумением
ребенка управлять своими действиями.




СОВЕТЫ

Общая рекомендация такова: начинать коррекционные занятия с
ребенком надо с того момента, когда полезные «детские» занятия его
уже не привлекают и родителям необходимо заполнить эти «пустоты» в детском развитии. Однако для школьника средства коррекционного
обучения должны быть несколько более «взрослыми», чем при работе
с дошкольниками: все-таки ребенок эти годы не стоял на месте.
Занимаясь с говоруном, приходится все время тормозить его речевой поток и стимулировать продуктивную деятельность: «Ты мне потом расскажешь, как будут жить зверюшки. Сначала нужно их слепить». Но после того, как дело сделано, с ребенком, конечно же, надо побеседовать, ибо это для вербалиста - главное удовольствие.

Родителям следует помнить, что:

• с ребенком необходимо заниматься рисованием, лепкой и другими «детскими» занятиями на доступном ему уровне;

• нужно ограничивать речевой поток и стимулировать продуктивную деятельность.

«ПУТАНИКИ»

Социальная дезориентация их проявляется в том, что для ребенка-путаника резко затруднено овладение правилами поведения.
В итоге возникает неуправляемость, возможны агрессивные действия, мелкое воровство, ребенок может ломать ценные вещи. Выясняется, что происходит это от непонимания запретов, а не от их сознательного нарушения.

Этот неблагоприятный вариант развития возникает чаще всего в
результате резкого изменения условий жизни ребенка. В частности,
социальная дезориентация может проявиться при смене семьи или
при переходе из детского дома в семью в результате усыновления,
при поступлении в детский сад или в школу.
Развитию социальной
дезориентации способствует и резкое различие правил и требований, предъявляемых ребенку дома и в школе (в детском саду), отсутствие гибкости у окружающих взрослых.



Благодатной почвой для социальной дезориентации становится
импульсивность, резко повышающая частоту столкновений ребенка
с социальными нормами. Импульсивность - это склонность к совершению необдуманных действий. Причиной таких действий становятся случайные внешние обстоятельства или столь же случайные собственные мысли и эмоции. Планирование действий и самоконтроль у импульсивных детей отсутствуют или недостаточно сформированы. Повышенная импульсивность может быть следствием как неврологических нарушений, очень часто встречающихся у отказных детей, так и педагогических просчетов (избалованности, чрезмерной опеки или безнадзорности).

В ряде случаев первичной причиной сниженной чувствительности к социальным нормам является органическое поражение мозга
или психическое заболевание. Здесь необходима консультация специалиста (дефектолога, психолога или психиатра), он поможет в
преодолении первичного нарушения. Но тем не менее правильное
воспитание ребенка, предотвращающее неблагоприятное направление развития, по-прежнему остается задачей родителей.


Окружающие однозначно реагируют на поведение ребенка-путаника: он, мол, сознательно нарушает правила поведения, «безобразничает», «хулиганит». Взрослые стараются добиться послушания посредством наказаний и повторных объяснений того, что «так делать нельзя». Однако ребенок с социальной дезориентацией не в состоянии понять ни этих объяснений, ни причины наказания. Он не может осуществить правильную классификацию жизненных ситуаций, чтобы вычленить те из них, которые подпадают под тот или
иной запрет. Такой ребенок не способен различить, в чем разница
между запрещенным «драться» и разрешенным «давать сдачи», между порицаемым отбиранием чужих игрушек и поощряемым собиранием своих и т.п. Неадекватная реальным возможностям ребенка реакция взрослых еще больше «запутывает» его, усиливая дезориентированность и способствуя неблагоприятным поведенческим проявлениям.


Итак, социальная дезориентация проявляется в странном поведенческом сочетании:

• ребенок нарушает социальные нормы вследствие недостаточной
чувствительности к их сути (ребенок «не понимает, что можно, а чего
нельзя», «не удается объяснить ему, как нужно себя вести» и т.п);

• отсутствует сознательная направленность на подобные нарушения и есть желание «быть хорошим».

СОВЕТЫ


Основные рекомендации при социальной дезориентации состоят
в следующем:

• необходимо свести запреты к минимуму (запрещать нужно
только наиболее грубые проявления):

• все мелкие нарушения нужно как бы оставлять без внимания:

они не должны влечь за собой наказания;

• следует понемногу расширять круг правил поведения, задаваемых ребенку, доводя до возрастной нормы;

• серьезность наказания должна строго соответствовать тяжести совершаемых ребенком проступков;

• очень важно поддерживать и повышать самооценку ребенка;

• всегда помнить, что ребенок нарушает правила не намеренно, а
из-за того, что он плохо чувствует и недостаточно понимает ситуацию;

• оказывать ребенку помощь в налаживании общения со сверстниками;

• полезно обсуждать с ребенком рассказы и сказки, выясняя, кто
из персонажей поступил хорошо, а кто - плохо;

• необходимо постоянно разъяснять ребенку-путанику возможные варианты поведения в различных конкретных ситуациях, вырабатывая у него стандартные, общепринятые формы поведения.


«АКТЕРЫ»

В основе демонстративного поведения лежит повышенная потребность ребенка во внимании к нему окружающих. Детям-актерам свойственно несколько нарочитое («театрализованное») поведение, любовь к украшениям. Для привлечения внимания могут использоваться самые разные средства: кривлянье, нарочитое нарушение правил поведения, подчеркнуто «идеальное» поведение и даже подчеркнутая застенчивость, когда ребенок как бы говорит: «Посмотрите, как я стесняюсь!».

Основная причина повышенной демонстративности состоит в том, что у ребенка оказываются недостаточно сформированы содержательные формы делового общения со взрослыми, которые закладываются в раннем возрасте. Общение остается преимущественно непосредственным: самодемонстрация ребенка и ответные эмоциональные проявления взрослых. Подобные проблемы часто возникают у детей, в раннем возрасте воспитывавшихся в неблагоприятных домашних условиях или условиях детского дома. Такие дети остро нуждаются в эмоциональном общении и в то же время очень боятся его, из-за чего бывает трудно наладить подлинно деловой контакт с ними. В дошкольном возрасте повышенная демонстративность, как правило, проявляется избалованностью, капризностью. Как и любая другая личностная особенность, демонстративность
сама по себе не является отрицательной или нежелательной чертой.
Хотя подчас она вызывает трудности в воспитании ребенка, но может стать и источником очень действенной мотивации: человек с высоким уровнем демонстративности готов затрачивать большие усилия на ту деятельность, которая приносит ему внимание окружающих и успех. Например, подавляющее большинство отличников - это дети с высокой демонстративностью. Кроме того, демонстративность необходима для занятий почти любым видом искусства. Если
у человека нет потребности привлечь внимание окружающих к себе
и к своим переживаниям, то вряд ли он сможет и станет успешно
рисовать, играть на гитаре или выступать на сцене (для актерской
деятельности демонстративность имеет особенно большое значение).


Нередко для привлечения к себе дополнительного внимания такие дети «эксплуатируют» свои соматические заболевания: подчеркнуто демонстрируют имеющиеся симптомы, ведут себя так, как будто их болезнь значительно более тяжела, чем это есть в действительности. Ребенок-актер склонен также преувеличенно демонстрировать свои страхи, утомляемость, волнение, депрессию.

СОВЕТЫ

Прежде всего родители ребенка-актера должны помочь ему найти формы, в которых могла бы успешно удовлетворяться его потребность во внимании. Нужно как можно раньше определить сферу, в которой он сможет себя реализовать. Для этого необходимо «попробовать» ребенка в различных видах творческой деятельности желательно - коллективной: рисовании, танцах, пении и т.п. Особо
благоприятны театральные занятия (художественная самодеятельность). Ребенок-актер все время играет какую-то роль - вот и надо
дать ему возможность играть ее не в жизни, а на сцене. При этом
нет необходимости специально заботиться о его успешности. Он
почти наверняка сумеет добиться триумфа на сцене и без чьей-либо
помощи: актерство - его стихия.

При особо высокой демонстративности (истероидности) важно
не допустить фиксации ребенка на своих соматических болезнях.
Поэтому, даже когда он действительно болен, лечение не должно быть
приятным. Следует выполнять все необходимые лечебные процедуры и исключить любые развлечения, чтобы не делать время болезни
привлекательным. И напротив, когда ребенок здоров, следует больше общаться с ним. насыщать его жизнь интересными событиями.
подчеркивать преимущества состояния «вне болезни».

Итак, родителям, воспитывающим ребенка-актера с повышенной демонстративностью, необходимо:

помнить, что загнанная внутрь, нереализуемая потребность во внимании к себе может породить серьезные нарушения в развитии
личности;

• не допускать фиксации ребенка на своих болезнях, поэтому не делать лечение приятным;

• помогать ребенку найти те формы активности, в которых потребность его во внимании может успешно удовлетворяться;

• искать сферы деятельности, в которых ребенок сможет себя
реализовать (различ

Вход
Время






Погода в Убинском
Праздники РФ
Праздники России
Футболки
Сайт Администрации
Антивирус

МОУ УСОШ №1 © 2024