Главная | Мой профиль | Выход | RSS | Воскресенье, 2024/Май/19, 20:06 |
МКОУ УСОШ №1 | |
Вы вошли как Гость Группа "Гости" |
|
Жур Татьяна Анатольевна - учитель биологииЖур Татьяна Анатольевна, учитель биологии,
высшая категория
Классы: 5аб; 6 аб; 7 аб ; 8 аб; 9 абв; 10; 11.
Образование: Магистратура (биологический профиль), НГПУ Стаж работы: 19 лет Классный руководитель 8 "б" класса.
Я – Жур Татьяна Анатольевна в 2007 году окончила Новосибирский государственный педагогический университет. В Убинской средней общеобразовательной школе №1 работаю с 1996 года, стаж работы в системе образования 14 лет.
Считаю себя счастливым человеком, потому что, я иду на уроки с радостью. И каждый урок для меня — это маленькое открытие, новая ступенька на бесконечном пути, так как в нашей профессии предела совершенства нет.
Хочется объять необъятное. Хочется показать красоту и гармонию живой природы и дать глубокие и прочные знания, необходимые каждому в жизни. А еще хочется, чтобы ученики на уроках общались, думали и творили, а само учение было бы радостным процессом самопознания и саморазвития... И чтобы мне при этом тоже было радостно и интересно.
Главная цель моей педагогической деятельности: создание условий для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся средствами учебного предмета «Биология».
Достижение этой цели возможно только в условиях развивающего обучения через конкретизацию задач, которые приходится постоянно решать в процессе подготовки и проведения уроков.
Задачи:
1. Показать учащимся значимость биологических знаний, возможность их применения в повседневной жизни.
2. Найти такой подход, который заденет не только ум, но и душу ученика, поможет ему понять себя и окружающий мир, осознать высочайшую ценность жизни.
3. Применение современных технологий обучения для активизации познавательного интереса.
Для решения этих задач было сделано:
1.Некоторая перестройка программы и соответствующее планирование;
2.Дифференциация образовательного процесса;
3.Работа со справочной и дополнительной литературой;
4.Использование различных методов и приемов: лекции, составление опорных конспектов и схем, работа с учебником и дополнительной литературой, проблемное изложение материала.
В основу работы была взята программа авторского коллектива под руководством В.И. Сивоглазова, где базовый уровень биологического образования завершается в 9 классе изучением общебиологического материала (курс «Биология. Общие закономерности»), в 6 классе изучается курс «Живой организм» с привлечением одновременно материалов о растениях, животных и микроорганизмах, в 7 классе – «Многообразие организмов», в 8 классе – «Человек». Рабочие программы составлены на основе обязательного минимального содержания и требований к уровню подготовки выпускников по биологии.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Для преподавания биологии в современной школе характерна ориентация не столько на приобретение большого количества знаний, сколько на личностно-ориентированное обучение, развитие необходимых в 21 веке умений и навыков интеллектуального общения. Для этого необходим доступ учеников к новым источникам информации, самостоятельного приобретения новых знаний и обогащение личного опыта. Уже в 5-6 классах стараюсь, чтобы учащиеся не столько запоминали, сколько размышляли, оказывались в ситуации выбора, самостоятельного принятия решения.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой:
· 5 класс – рабочая тетрадь к учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина «Природоведение»
· 6 класс – рабочая тетрадь к учебнику Н.И.Сонина Биология «Живой организм»
· 7 класс – рабочая тетрадь к учебнику Б.Б. Захарова, Н.И.Сонина биология «Многообразие живых организмов».
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.
Самый надежный и традиционно проверенный способ развития умений - это система познавательных задач и заданий. Познавательное задание - это определенные учебные условия, которые требуют от ученика активизации всех познавательных процессов (Рис.1).
Рис.1. Схема составляющих, познавательный интерес
Основное условие эффективности урока - обеспечить максимальную активность учащихся на всех этапах урока. Включить класс в активную работу необходимо с первых минут урока, т.е. с проверки знаний учащихся. Нужно проверить не только то, как они усвоили теоретические вопросы, но и знание самих объектов. Например, в 7 классе при изучении семейств растений учащиеся получают натуральные объекты и по карточке-определителю устанавливают род, вид, семейство данного растения. Такую работу можно проводить фронтально, что позволяет вовлечь учащихся всего класса в активную работу. Или во время ответа одного из учащихся, остальные сосредотачивают внимание на содержании рассказа товарища, чтобы в случае, если ответ окажется недостаточно полным, задать такие вопросы, которые помогли бы отвечающему дать полный и четкий ответ, показать, что материал ему известен. В этом случае обучающиеся учатся: чётко формулировать вопросы, удаётся выяснить, случайно ли опустил отвечающий тот или иной материал или действительно не усвоил его. Такая система работы помогает слабым ученикам здесь же на уроке восполнить пробелы в своих знаниях.
Очень важно подготовить учащихся к активному восприятию нового материала. При этом надо использовать такие приёмы и средства, которые бы вызвали познавательный интерес, возбудили мыслительную деятельность учащихся.
В 6 классе в теме: «Космическая роль зелёных растений» - создается проблемная ситуация. Такое начало урока обеспечивает стойкий интерес и активное восприятие его учащимися (приложение 1).
Интерес к новому материалу можно вызвать несколько необычным для учащихся вступлением. В 7 классе в теме: «Класс Моховидные», например, прочитать стихотворение Р. Рождественского «Мох» (приложение 2).
Постановка проблемы, поисковых вопросов перед проведением лабораторных работ, создание проблемных ситуаций в период её проведения заставляют учащихся сопоставлять факты и искать объяснение увиденному (приложение 3).
Создание подобных проблемных ситуаций при постановке и демонстрации опытов и решение познавательных задач активизирует познавательную деятельность учащихся, приучает их к самостоятельному поиску знаний, вызывает интерес к изучаемому предмету.
В настоящее время разработано множество различных электронных изданий по биологии, распространяемых на CD-ROM. На своих уроках я использую их в рамках традиционной поурочной системы преподавания в сочетании с традиционными дидактическими материалами (полиграфические таблицы, карточки, рабочие тетради, видеофрагменты и т.д.) (приложение 4).
Применение электронных ресурсов облегчает мой труд - учителя, делает его более интересным, эффективным, способствует повышению мотивации учащихся к изучению биологии.
На своих уроках применяю традиционные методы обучения биологии (СЛОВЕСНЫЕ, НАГЛЯДНЫЕ, ПРАКТИЧЕСКИЕ), которые включают три этапа:
Для каждого из этих этапов есть свои дидактические полиграфические материалы.
В своей работе использую компактный электронный ресурс (Биология 5-7 классы – сборник дифференцированных заданий, многовариантные проверочные работы), содержащий традиционный набор таблиц, рисунков, текстовых материалов для распечатки, в совокупности с мультимедиа-проектором, системой компьютерного поиска и т.п. Применение на уроках биологии современных компьютерных технологии имеют ряд преимуществ, они позволяют:
· использовать видеофрагменты, звуковое сопровождение, анимации с их остановкой, анализом, комментарием и удобным поиском фрагментов;
· многократно повторять интеллектуальные процедуры, контролировать результаты их выполнения;
· использовать интерактивные формы обучения, моделирующие элементы общения ученика с преподавателем, когда неверный выбор ответа на вопрос сопровождается разной реакцией;
· автоматизировать контроль и оценивание уровня знаний, систематизацию ошибок по нескольким параметрам и т.д.
Владею методом проектной деятельности и начинаю применять данный метод в работе с детьми, потому что, проектная деятельность способствует развитию мышления учащихся, умению самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы, принимать решения. Результатом этой работы является участие детей школы в школьных, районных, региональных конкурсах. Для этого посетила областной семинар в г. Куйбышеве «Формирование ключевых компетентностей педагогов для вовлечения обучающихся в учебно-исследовательскую деятельность» (приложение 5).
2010-2011 учебном году учащиеся 7 классов под моим руководством начинают, выполняют ряд проектно - исследовательских работ. Результаты работ будут представлены на школьной научно-практической конференции учащихся.
Закрепление и проверку знаний провожу в словесной, тестовой и игровых формах, фронтальных и индивидуальных опросах, на письменных проверочных работах. Системный контроль осуществляю после каждой темы. На каждом уроке проверяю знание терминов. Большое внимание уделяю творческой работе учащихся в форме биологических сочинений, составлению рассказов, кроссвордов (приложение 6).
За последние три года моей работы наблюдается прирост качественных показателей знаний (рис.2).
Рис.2. Динамика количественной и качественной успеваемости по биологии (в %)
Результаты моей деятельности:
-участие 6 классников в 2009-2010 учебном году в школьной олимпиаде (приложение 7)
- участие с сыном Жур Денисом, учеником 4 класса в школьной и районной научно-практической конференции «Первые шаги в науке»
· 2009-2010 учебный год – 2 место в школьной научно-практической конференции за работу по окружающему миру «Хочу знать, кого мы приручили» (приложение 8.01)
· 2009-2010 учебный год участие в районном конкурсе исследовательских работ с работой по окружающему миру «Хочу знать, кого мы приручили» (приложение 8.02)
-2008-2009 учебном году отмечена школьной благодарностью «За активное участие в жизни класса и школы» (приложение 8.03)
-2009-2010 учебный год – участие учащихся 6-х классов во Всероссийском конкурсе «Человек и природа» (приложение 8.04
Выступления на школьных методических объединениях:
-отчет по теме самообразования «Активизация мыслительной деятельности на уроках биологии» на школьном МО учителей естествознания в 2009 году (приложение 9.01)
-выступление по теме «Методы и приёмы для снятия напряжения на школьных уроках» в 2010 г (приложение 9.02).
Открытые уроки и мероприятия:
- 2009-2010 учебный год, урок в 6 классе по теме «Органы цветкового растения» (приложение 10)
- оказывала помощь учителям при подготовке к конкурсу «Самый классный, классный руководитель» (Батрак О.П., 2010г.), районному конкурсу «Учитель года – 2010» (Грудянкина Н.С.).
Сложная и многосторонняя образовательная и воспитательная деятельность требует регулярной и систематической работы по повышению квалификации. Учитель всегда должен удовлетворять растущие запросы школьников. Нельзя добиться серьезных успехов в воспитании детей, если воспитатель надеется только на ранее заученные педагогические правила и методические приемы. С целью повышения квалификации в 2008 году прошла курсы повышения квалификации в НИПК и ПРО по программе «Биология» тема «Профилизация биологического образования» в объёме 72ч.
Выводы
Положительные результаты работы.
1.Учащиеся показывают хорошие результаты по итогам проверочных работ, экзаменов.
2.Демонстрируют знания теоретических и практических основ предмета.
3.Учащиеся являются победителями и призерами школьных олимпиад.
4.Наблюдается положительная динамика по результатам учебно-воспитательной работы.
5.Увеличивается количество учащихся, принимающих участие в конкурсах различного уровня.
Что планируется сделать в дальнейшем?
1.Продолжить работу над темой самообразования «Активизация мыслительной деятельности на уроках биологии».
2.Участие в различных конкурсах.
3.Поддерживать положительную динамику качественной успеваемости.
4.Совершенствовать профессиональные навыки и мастерство.
|
|
МОУ УСОШ №1 © 2024 |