ПРИЛОЖЕНИЕ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ СЕМИНАРА.
Алексею 17 лет.
Он единственный ребенок в семье; живет с родителями. В течение последнего года
Алексей не учится и не работает. Практически все свое время он проводит дома,
слушая «тяжелый рок». В прошлом он много читал, но уже давно прекратил это
занятие. Друзей у него нет, а с родителями он почти не общается. Вместе с тем
он часто обращается к ним с теми или иными требованиями: купить ему более
современный магнитофон, более модную одежду и т.п. (по поводу покупки одежды
родители выражают недоумение: зачем она ему, если он никуда не ходит?).
Родители затрудняются определить, когда именно появились беспокоящие их
проявления, По их словам, Алексей «всегда плохо учился, но был хорошим,
послушным мальчиком». В подростковом возрасте он начал прогуливать школу, что и
послужило причиной первых по-настоящему серьезных семейных конфликтов. Поначалу
родители опасались, что он «попал в дурную компанию», но вскоре поняли, что
никакой компании - ни «дурной», ни хорошей - у него нет (хотя раньше у него
было несколько приятелей). Алексею угрожали исключением из школы за прогулы, но
год назад он, не дожидаясь исключения, сам окончательно перестал учиться.
Боре 9 лет. Родители привели его к психологу с
жалобой на многочисленные
нарушения норм поведения дома и особенно в школе. Несколько раз он использовал
в драках подвернувшиеся под руку палки (правда, все эти драки в итоге
окончились бескровно). В классе неоднократно совершал мелкие кражи: похищал из
чужих пеналов ручки, карандаши, ластики, Дома Боря как-то устроил небольшой
поджог (не нанесший, по счастью, существенного урона).
Ларисе 10 лет. Ее привели к психологу с
жалобой на то, что она пассивна,
постоянно недовольна собой, у нее часто бывает плохое настроение. По словам
родителей, у Ларисы нет подруг. Отец девочки отмечает, что она «слишком
замкнута, не общается с другими детьми, но со взрослыми контактирует охотно».
Людмиле 9 лет. По словам учительницы, на уроке она рассеянна, не слушает объяснений, плохо запоминает учебный материал. Мать девочки рассказала, что Люда постоянно обманывает: «Выдумывает какие-то невероятные истории, но рассказывает их так убедительно, что мы несколько раз ей верили. Однажды она рассказала, как слепая женщина попросила помочь ей выбрать платье для дочки и как они с ней два часа ходили по магазинам. А потом оказалось, что все это время она сидела у подружки».
Жене 16 лет. Ее родители обратились за консультацией по просьбе самой девочки. Причина обращения - постоянно сниженное настроение, отсутствие друзей и подруг. Женя жалуется, что она «никому не интересна», что никто не обращает на нее внимания. Она учится в 10-м классе. Ее учебные достижения очень высоки. Женя утверждает, что ее не беспокоят отношения с родителями и со сверстниками. При этом она не осознает противоречия между этим утверждением и причиной обращения к психологу.
Вике 13 лет. Ее родители разведены, девочка
живет с мамой. По маминым
словам, она часто плачет. Настроение неустойчивое, чаще - сниженное. У Вики нет
подруг, и в свободное время она либо смотрит телевизор, либо «слоняется без
дела».
Олегу 5 лет. Он
посещает старшую группу детского сада. С просьбой о психологической
консультации обратилась его воспитательница. У нее возникли противоречия с
мамой Олега: та считает своего сына исключительно умным, хотя в детском саду он
занимается чуть ли не хуже всех. Воспитательница сообщает, что, по словам мамы.
главное достижение Олега - это умение считать до ста. В связи с этим приведем
выдержку из протокола обследования.
Проверяющий: Ты умеешь считать?
Олег: Умею, Я до ста умею. а дальше не знаю, как. Один. два, три,
четыре...
Проверяющий: Подожди. Давай считать не просто так, а какие-нибудь вещи.
Олег: Вещи я не умею.
Проверяющий: А ты попробуй. (Выкладывает на стол 20 спичек). Посчитай,
сколько тут спичек.
Олег: Много.
Проверяющий: А можешь сказать точнее?
Олег: Не знаю.
Проверяющий: Посчитай их.
Олег (не глядя на спички): Один, два...
Проверяющий: Ты считай не просто так. Ты посчитай спички и скажи,
сколько их.
Олег: Много.
Проверяющий показывает, как, откладывая в сторону но одной спичке, можно
их все пересчитать. Олег формально воспроизводит это действие: считает он
медленно, а спички откладывает быстро, сразу по несколько штук. К моменту,
когда все 20 спичек переложены из правой кучки в левую, он досчитал только до семи.
Проверяющий: Так сколько же здесь спичек?
Олег (неуверенно): Много.
Диме 9 лет. До пятилетнего возраста он был
окружен вниманием всей семьи и рос избалованным мальчиком. В дальнейшем условия
его жизни резко изменились, и он оказался предоставленным самому себе. Его
школьные успехи удовлетворительны, но не столь высоки, чтобы они могли
обеспечить ему заметное положение в школе.
Родители жалуются на высокую конфликтность Димы, негативизм и грубость. По
словам мамы, «он ведет себя так, как будто хочет, чтобы его все время ругали и
наказывали. Знает, что накажут - и все равно делает». Сходное поведение
наблюдается и в школе. Попытки учителей воздействовать на Диму не приводят к
улучшению его поведения.
Наташе 15.чет. Родители жалуются на вызывающее
поведение девочки, нежелание учиться. Наташа пришла на консультацию ярко
накрашенная. В носу у нее было кольцо, на руках - несколько «фенечек»
(самодельных плетеных браслетов). Волосы выкрашены в розовый цвет. В ответ на
вопрос психолога, к какой неформальной группе она принадлежит, девочка гордо
ответила, что она - сама по себе и ни с какими «неформалами» иметь дела не
хочет. Свой внешний вид она объяснила поисками своего собственного стиля: «Я не
хочу походить на кого-либо. Я-такая, какая есть».
Первое лицо должно быть радостным, второе – грустным, третье – злым и четвертое – обиженным.
· Второе лицо – грусть. Если вы постарались передать грусть с помощью рта с опущенными вниз уголками, то это означает, что вы доверчивый и ранимый человек, вас легко обидеть, вы сопереживаете всем и стараетесь помочь тем, кто в этом нуждается.
· Третье лицо – злость. Если вы сделали основной упор на нос с раздутыми ноздрями, то это значит, что вы прямой человек, последовательный в своих словах и поступках. Вы цените откровенность и предпочитаете действовать прямолинейно и открыто, презираете трусость и подлость.
· Четвертое лицо – обида. Если вы постарались передать обиду, сделан упор на печальные глаза и брови домиком, то это говорит о вашей впечатлительности и непосредственности, вы верите в лучшее и надеетесь на светлое завтра. Вас легко обмануть, вы часто разочаровываетесь в людях и в жизни.
Вообще, при расшифровке этого теста следует учитывать следующее. Глаза– это ваша готовность получать информацию и перерабатывать ее. Ресницы – склонность к демонстративности, вызывающее поведение. Брови – это способность к самостоятельному анализу ситуации и принятию решения. Мимические морщины на лбу – склонность к размышлению. Складка между бровей – нерешительность, нежелание идти на риск. Нос– умение строить догадки и предположения, интуиция. Рот – контакт с окружающим миром, средство выражения собственных мыслей и желаний. Подбородок – упрямство, неспособность признать свою ошибку и с достоинством принять свое поражение. Уши – умение выслушать доводы других людей и принять их точку зрения. Морщины возле рта – вечное недовольство, нежелание идти па компромисс, несогласие.